Ноябрь – время традиционного славянского праздника «Осенние Кузьминки».

26.11.2020

Как дерево не может расти без корней, так и человек не может существовать без народных традиций, которые он обязан помнить и чтить.
14 ноября в женском отделении милосердия прошла развлекательно – познавательная программа, посвященная празднику «Осенние Кузьминки». Участники мероприятия услышали рассказ о традициях этого дня, посмотрели фильм студии национального театра народной музыки «Песнохорики» - «Праздник Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) или история одной посиделки», вспомнили приметы ноября, пословицы, поговорки, разгадывали загадки и играли в игры. Все женщины за участие в мероприятии получили сладкие призы.

История праздника:

На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ и связан он с именами Кузьмы и Демьяна. В народе они почитались как покровители семейного очага и свадеб, изображались священными кузнецами, выковывающими для новобрачных венцы и, являлись покровителями домашней птицы.

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь Кузьмы и Демьяна – братьев, врачевателей, чудотворцев, святых бессребреников (не брали за свою работу денег) считается он женским, девичьим.

В этот день девушки собирались вместе в «откупленной» (иначе – снятой) у одинокой старушки избе, готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней.
Обязательным блюдом была куриная каша и лапша, жареные куры и петухи: приготовление такой еды было жертвой покровителям кур Кузьме и Демьяну. Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой приносить счастье и плодородие. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником».

Вечеринка порой длилась всю ночь, и когда угощения заканчивались, парни могли безнаказанно воровать у соседей кур – такие «праздничные» кражи обычно крестьянами не осуждались, - после чего веселье продолжалось. Когда с трапезой было покончено, молодежь переходила к песням, пляскам и играм.

В некоторых регионах проводился обряд свадьбы и похорон Кузьмы – Демьяна. Из соломы готовилось чучело (изображение Кузьмы), которое наряжали в мужскую одежду. Его усаживали посреди избы и шуточно женили на одной из девушек. Когда Кузьма – Демьян «умирал», его несли на носилках по деревне, словно на похоронах, а на краю деревни или в лесу раздирали на части. На соломенных останках плясали и сжигали их. Характер обряда заключен в его названии: «Кузьминки – по осени поминки». После Кузьминок начинался Филиппов пост до Рождества – время девичьих посиделок с рукоделиями и подготовки приданого.